Это сайт одной статьи

Революционная теория А. С. Шушарина глазами журналиста
(продолжение)

Страница 399:

         Увы, при поиске путей вывода страны из тупика мысль билась и бьется в "прокрустовом ложе капитализма-социализма", ничего не может предложить, кроме как раздать средства производства или дальше обобществлять их, усиливать рыночные начала или еще более развивать планомерность. А здесь ли выход?
         Воспользуемся взятым у Шушарина примером с кирпичным заводом. Учитывая, что многие наши производства, выпускающие глиняный кирпич, мало чем отличаются от таких же производств времен царя Гороха, представим один и тот же кирпичный завод в условиях рабовладения, феодализма, капитализма и вчерашнего социализма. Все одинаково в техническом содержании, а вот отношения людей и объект собственности в корне различны.
         При РАБСТВЕ на заводе никто не трудится, ибо рабы - такие же орудия, как и печь для обжига, только "говорящие орудия". Здесь неважно, кому принадлежит завод как средство производства, - важно, что объектом собственности являются сами рабы, а следовательно, и актуальны производственные отношения в связи с рабами, их приобретение, использование.
         При ФЕОДАЛИЗМЕ тот же самый кирпичный завод реализует натуральную "кирпичную повинность". Все его связи (поставщики, потребители, работники) жестко зафиксированы, привязаны к данной местности. И здесь тоже не столь существенно, кому принадлежит завод как средство производства, а важно, кому принадлежит местность, на которой живут уже не рабы, но и не полностью свободные люди, иначе говоря, важно, кому принадлежат крепостные, вынужденные работать только на этом заводе, так как более деваться им некуда: вся местность поделена, все к ней прикреплены.
         Господствующим объектом собственности тут оказалась "живущая" зона "кирпичной повинности" этого завода. Значит, и актуальны производственные отношения людей в связи с местностью, с территорией как пространством производства и проживания.
         При КАПИТАЛИЗМЕ завод работает на рынок, конкурирует с другими заводами. Здесь уже самое важное - собственность на сам завод как средство производства. Ни рабов, ни прикрепленных к местности крестьян уже не существует. Соответственно, актуальны теперь (иначе - господствуют) экономические производственные отношения.
         При СОЦИАЛИЗМЕ-1 (так назовем нашу вчерашнюю форму производства) тот же кирпичный завод вкупе с другими выполняет функцию выпуска кирпича. Кому принадлежит теперь этот "ничейный" завод как средство производства - снова неважно, важно теперь совсем иное, а именно: кому принадлежит новый объект собственности - само кирпичное дело или технология как процесс производства, как вид совместной работы людей. Соответственно, и господствуют отношения людей в связи с этими технологиями-процессами.
         Напомним, что технология в узком смысле (то есть в инженерно-техническом разрезе) во всех четырех обществах принималась как одинаковая, люди были расставлены и трудились так, что не отличить. Однако в условиях социализма, при линейной (назовем ее так) форме производства совместная работа людей, их отношения в процессе выполнения своих функций обрели самодовлеющее значение. Оказалось, что ими - отношениями - можно распоряжаться, пользоваться, владеть с большим прибытком или убытком. Как же это происходит?

399
Из книги А. Н. Чекалина "Темнее всего перед рассветом"

Страницы: 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419.


Hosted by uCoz