Это сайт одной статьи

Революционная теория А. С. Шушарина глазами журналиста
(продолжение)

Страница 412:

         Взаимодействие по поводу этого "быть" (Шушарин называет его социально-биологическим) пронизывает и всю нашу сегодняшнюю жизнь, но кажется незаметным, ибо оно - естественно. "Производством" в нем выступает не что иное, как воспитание, общение. Здесь нет охотников, рыболовов и т.д., а есть лежащие в основе подобных ролей папы, мамы, сыновья, дочери, родственники, а также просто люди, что-то делающие, говорящие, бегущие, спящие. Совокупной формой богатства тут выступает сумма простой общей жизни, здоровье людей в самом широком смысле слова. Первобытность - самое сложное человеческое формирование, она в зародышевой форме включает все остальные формы, в том числе капитализм с социализмом.
         А пошла она вразнос (дообщественное рухнуло в небытие, и возникло общество) из-за ограниченной, чисто групповой собственности на общую жизнь, как на ее собственный "весь мир", так и на "мир" соприкасающихся общин. Шушарин называет эту господствующую собственность эгостадностью. Она превратила всех своих в обезличенных общинников, а всех чужих - в опасных вооруженных животных, в нелюдей, непредсказуемых в своем поведении. Сохранение и накопление эгостадности с помощью плодовитости, хищничества, людоедства или самоизоляции превратилось в основной закон. А цель сохранения в таких условиях равносильна гибели жизни.
         Но одновременно в недрах жизни зрели перемены, зрел скачок, суть которого - первый, крупнейший шаг обобществления производства,(изъятие из ограниченной общинной собственности "всего мира", общей жизни. Ликвидация эгостадности означала, что чужой (враг или раб) тоже человек, отсюда и самосознание самого себя тоже индивидуумом. Наверное, тогда же радикально возросла разорванность в масштабах, в конечном счете, всего социального бытия человечества на планете. Последовали многообразные переходные формы и типы хозяйств, брака, семьи, родоплеменных образований, которые в ходе эволюции привели в ряде мест к рабству. Одна несвобода сменилась другой. Хотя многие общества и проскочили этот этап.
         А сами культурно-родовые отношения, сбросив эгостадную форму, ушли в "основание жизни" в качестве более-менее нейтрального, регулируемого производственного отношения по поводу воспитания, общения, общей жизни. Они развиваются, обогащаются, деформируются под влиянием новых господствующих форм - но сняты бесповоротно. Ну а чтобы первобытные отношения не приобрели свою первоначальную силу, чтобы не вернулась эгостадность, чтобы люди были равноправны просто как люди, как участники общей жизни, находящейся отныне и необратимо в общественном ("ничейном") пользовании, - для этого возникло и существует государство. То есть оно нужно для подавления сопротивления "сторонников" привычного, легкого, удобного эгостадного сверхпринуждения и самопринуждения, абсолютно невыносимых для народившихся в общинах сил... Однако появилась, как уже было сказано, новая несправедливость.
         РАБСТВО. Его преодоление свершилось через много-много лет после первого прорыва - обобществления собственности на "весь мир". Оно шло сквозь эволюцию множества переходных, промежуточных, смешанных, стертых, глубоко отстававших форм, как малых племенных, так и громады азиатских образований. Да, при рабовладении были и рыночный обмен, и деньги, и должностные лица, и земельная собственность.

412
Из книги А. Н. Чекалина "Темнее всего перед рассветом"

Страницы: 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419.


Hosted by uCoz