Оппозиция перечисляет тотальные (то есть почти во всех сферах жизни
большинства населения России) отрицательные результаты преобразований и
говорит: нынешний курс реформ ошибочен. Авторы же этого курса, не отрицая
многих минусовых результатов, утверждают: нет, курс верный, а добрые
перемены в жизни большинства людей появятся если не сегодня, то завтра.
Получается, и одни правы, и другие. Но такое невозможно. Если практику
(иначе говоря - итоги реформ) не рассматривать критерием истины, как это
было испокон веков, то что же может служить этим критерием? Очевидно,
теория, на основе которой совершаются преобразования. Причем ее главным
содержанием должна быть квалификация исходного строения общества, которое
мы задумали переломить, переделать. Увы, никаких серьезных трудов о нашем
вчерашнем обществе, его движущих силах, законах его конца или модернизации
мы не знаем...
Часто мы слышали и еще слышим суждения: вот, мол, люди у нас отчуждены
от средств производства, перестали ощущать себя их хозяевами, владельцами
и потому не заботятся об их грамотном использовании. Вот если
госсобственность разгосударствить, превратить в частную, то все пойдет на
лад.
Разгосударствили, приватизировали, но все стало во сто крат хуже. И
причина, считает автор уникальной теории А.Шушарин, - в теоретической
ошибке. Прежде всего, собственность у нас не была государственной, ибо
государство не может быть агентом производственных отношений. Средства
производства лишь в юридической форме выступают как государственная
собственность. На самом же деле они у нас были обобществлены, то есть
изъяты из ограниченного, частного, необщественного пользования и переданы
всему обществу, поставлены, так сказать, под контроль всеобщего интеллекта.
"Под какой контроль?! - может рассердиться обладатель самых
"радикальных" нынче взглядов. - Они же бесхозные..." Ладно, бесхозные. Но
тут полезно провести аналогию с собственностью, к примеру, на рабов, на
"говорящие орудия". При переходе к новой форме производства (феодализму)
рабы были, если так можно сказать, обобществлены, все стали паствой,
гражданами, подданными, то есть ничейными. Конечно, и ученый, и поэт в
последующий после рабства период еще могли быть крепостными, но все же с
преодолением рабства уже трудновато стало (хотя исключений-извращений можно
привести немало) пойти на базар и купить лишнего ученого или поэта. Впрочем,
добавляет в своей работе АШушарин, продажные ученые и поэты, и не только
они, бывают и сейчас, но это уже из области нравственности, точнее,
безнравственности. С преодолением рабства все люди стали гражданами, в том
числе ученые и поэты, "собственность" на них стала ничейной. Одна несвобода
была преодолена, хотя появилась другая несправедливость - прикрепленность
к территории, крепость. Но разве это означает, что надо ратовать за то,
чтобы каждый опять стал "чьим-то"?
397
|
|