Это сайт одной статьи

Революционная теория А. С. Шушарина глазами журналиста
(продолжение)

Страница 415:

         Это местное взаимодействие социально-нейтрально, симметрично, "равноправно". Но оно превращается в асимметрию, в автаркию, в замкнутость, в несвободу в силу появления собственности на территорию как пространство производства. Эта собственность - вовсе не имущественные отношения, а общественный способ связи труда и его условий. Она не частная, не групповая, так как собственниками являются как бы все сразу, но никто в отдельности. Непостижимо, но реально! Здесь все зависимы - крестьяне и феодалы, миряне и попы, ремесленники и купцы. Естественные натуральные обязанности, прежде всего в сельском хозяйстве, превратились - по производственному принуждению - в насилие, в многообразнейшие повинности. Автаркия предстает как жесткая территориально-иерархическая расщепленность всего производства с повсеместно разграниченной барьерами прикрепленностыо людей, занятий, всего производства к местности, к фиксированным зонам действий всех служб и повинностей.
         Уделом крепостных было выполнять повинности, уделом феодалов - заставлять выполнять эти повинности (и заботиться при этом о роскоши). Удел - это всевластвующее основное производственное отношение людей, которое приводит к минимизации труда, то есть идет вразрез с естественным развитием Производительных сил. Достаточно сказать, что торговля, ремесло, которые по своей природе должны стремиться вширь и вглубь, в автаркии превратились в зарегламентированные, разграниченные бесчисленными барьерами корпорации (гильдии и цехи).
         В целом автаркия - это своего рода сплошное местничество, только иерархическое, где все - от крепостного с неотчуждаемым наделом до монарха - вынуждены предельно замыкаться. С другой стороны, феодализм приучал людей вести хозяйство на одной местности (этого умения нам так сегодня не хватает!), к организации и дисциплине, к своего рода натуральному хозрасчету. Феодализм - натурально-иерархичен. Фундамент его - крестьянский двор, хотя и деревня тоже "двор", и группа деревень, и поместье, и вся страна - "двор". То есть налицо сквозная парцеллярность.
         Итак, феодализм - это социальная система с общественной собственностью: 1) на общую жизнь (все люди равноправны как организмы, как телесно-духовные существа); 2) на работников (все люди подданные, паства), но с ограниченной (необщественной) парцеллярно-иерархической собственностью на территорию как пространство производства.
         КАПИТАЛИЗМ освободил людей и производство от сплошной прикрепленности к местности. Территориальная организация жизни людей утратила извращенную форму, стала местным самоуправлением, регулирующим жилищное строительство, землепользование, здравоохранение, содержание дорог, борьбу с преступностью и т.д. И тут же появился новый "негатив".
         Капитализм - это социальная система с уже обобществленной собственностью и на общую жизнь, и на работников, и на территорию как пространство производства. То есть система с необратимо снятыми культурно-родовыми, демографическими, территориальными производственными отношениями, но которые теперь деформируются новой господствующей собственностью. А именно частной собственностью на средства производства.

415
Из книги А. Н. Чекалина "Темнее всего перед рассветом"

Страницы: 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419.


Hosted by uCoz